Ученые выявили отклонения в здоровье перенесших карантин детей

Наука

Шокирующие данные о том, во что вылился режим самоизоляции для детей и подростков, представил Национальный медицинский исследовательский центр (НМИЦ) здоровья детей Минздрава России. У более 80% невозможность общения со сверстниками, условия «заточения» и дистанционка развились неблагополучные психические реакции. У более чем 40% из них наблюдалось проявление депрессии.

Как отмечают в НМИЦ здоровья детей, сотрудники которого провели исследование среди обучающихся детей в стране, неблагополучные психические реакции пограничного уровня в период пандемии отмечаются у 83,8% детей и подростков. Наличие депрессивных проявлений можно предположить у 42,2% респондентов. Астенических состояний — у 41,6%. Симптомы обсессивно-фобических состояний отмечаются у 37,2%. Гиперкинетические реакции — у 29,2%. Синдром головных болей — у 26,8%. Нарушения сна — у 55,8%.

Каждый пятый школьник (21,2 %) указал, что самоизоляция невыносима. При этом 73,1% детей и подростков признались, что смартфон был основным гаджетом для дистанционного обучения. Почти половина сообщили об увеличении времени работы с компьютером и другими гаджетами во время дистанционного обучения. Почти 60% — об увеличении продолжительности выполнения домашних заданий. Время работы с электронными устройствами, оборудованными экранами, 4 часа и более, занимает у 77,2% детей. У 68,3% респондентов снизилась продолжительность прогулок, а у 55,2% — физической активности. У трети исследуемых врачи выявили признаки компьютерного зрительного синдрома, у 4,2% — карпально-туннельного («запястного») синдрома, характерных для профессионалов, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

— Изоляция — один из способов создания стрессовых переживаний у животных в эксперименте, — рассказал обозревателю «МК» онколог, старший научный сотрудник ЦКБ РАН, многие годы занимающийся проблемами стресса, Сергей Кацалап. — Надо понимать, что последствия стресса у детей на определенном этапе становятся симптомами того же стресса. Стресс оказывает на детей гораздо более тяжелое воздействие по сравнению со взрослыми, поскольку, во-первых, создает условия для запаздывания развития головного мозга ребенка и причиной функциональных и психосоматических заболеваний, а, во-вторых, проецируется на будущее, накладывая серьезный отпечаток на психическое и физическое состояние здоровья.

Читать  Новые литиевые батареи могут использовать парниковый газ

Специалисты отмечают, что детские стрессы могут провоцировать самые разные заболевания. Например, давно установлено, что, подверженные нервным нагрузкам дети гораздо чаще (в 2-3 раза) сверстников болеют ОРВИ. Ведь стресс воздействует на все органы и системы, стимулируют центральную нервную систему вырабатывать чрезмерные количества гормонов кортизола и норадреналина. При небольшом стрессе кортизол создает защиту, но если его слишком много, он начинает разрушать органы, запуская аутоиммунные процессы, что в конечном итоге снижает иммунитет. Недавно в Самаре провели исследование среди детей, заболевших ОРВИ. Оказалось, что чем тяжелее у них протекала инфекция, тем выше у них был уровень норадреналина и кортизола.

Как бороться с последствиями стресса у детей? Есть несколько важных правил, о которых говорят врачи.

Главное – соблюдение четкого режима дня. Очень важно вставать и ложиться в одно и то же время. Если беспокойный сон у ребенка сохраняется, помогут дыхательные упражнения и спокойные игры. Кроме того, при детской бессоннице хорошо помогают различные виды творческой активности (рисование, лепка и пр.) Улучшить сон помогают водные процедуры перед сном — душ комфортной температуры. А вот телевизор лучше отключать, по возможности, насовсем. Гаджеты тоже должны войти в жизнь ребенка как можно позже.  

Кроме того, работа у ребенка школьного возраста должна чередоваться с отдыхом. Очень важную роль в борьбе со стрессом играют различные игры – они помогают детям перенести центр тревоги на вымышленные ситуации и снять напряжение.

Стресс у школьника — особое явление. Он может возникать по самым разным причинам: из-за того, что не складываются отношения с учителем или одноклассниками; из-за того, что поставили плохую отметку; из-за предстоящих экзаменов и пр. Основные симптомы стресса в школьном возрасте: утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании, прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки), замкнутость, заикание, головные боли, раздражительность.

Читать  Ученые: COVID-19 способствует развитию болезни Паркинсона

Важно следить за питанием ребенка: он должен получать достаточное количества белка, полезных жиров и углеводов. В рационе должно быть как можно больше пищевых волокон (клетчатки), которыми богаты овощи, фрукты, квашеная капуста, злаки, отруби. Многие признают и пользу пробиотиков. Еще детям важно получать достаточное количество витаминов.

Физическая активность — один из самых действенных способов борьбы со стрессами в любом возрасте. Разумные нагрузки помогают снять эмоциональное напряжение и повысить стрессоустойчивость ребенка. Физические нагрузки приводят к усиленной выработке гормонов радости эндорфинов, так необходимых для борьбы с любыми нервными нагрузками.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28365 от 16 сентября 2020

Заголовок в газете:
Карантин детям не игрушка

Источник: https://www.mk.ru/science/2020/09/15/uchenye-vyyavili-otkloneniya-v-zdorove-perenesshikh-karantin-detey.html

Оцените статью
Новости технологий на Go-ISTore
Добавить комментарий