Полезные советы

еженедельный познавательный журнал

Сказочные славянские существа »

24.08.2018 Zloyzt 0 комментариев


«Славянские монстры» — согласитесь, звучит диковато. Русалки, лешие, водяные — они все знакомы нам с юношества и принуждают вспомнить сказки. Вот поэтому фауна «славянского фэнтези» до сего времени незаслуженно считается кое-чем доверчивым, легкомысленным и даже немного глуповатым. На данный момент, когда речь входит о сказочных созданиях, мы почаще вспоминаем зомби либо драконов, хотя в нашей мифологии есть такие древнейшие существа, по сопоставлению с которыми монстры Лавкрафта могут показаться маленькими пакостниками.

 Показать / Скрыть текст

Книжка Велеса

«Книгу Велеса» («Велесова книга», дощечки Изенбека) длительное время выдавали за уникальный монумент древнеславянской мифологии и истории, датируемой периодом 7 век до нашей эпохи — 9 век нашей эпохи.

Ее текст типо был вырезан (либо выжжен) на маленьких древесных планках, некие «страницы» отчасти сгнили. По легенде, «Книгу Велеса» в 1919 году нашел под Харьковом белоснежный полковник Федор Изенбек, который вывез ее в Брюссель и передал для исследования слависту Миролюбову. Тот сделал несколько копий, а в августе 1941 при пришествии германцев таблички были утрачены. Выдвигались версии, что они были спрятаны фашистами в «архиве арийского прошлого» при Анненербе, или вывезены после войны в США).

Как досадно бы это не звучало, подлинность книжки вначале вызывала огромные сомнения, а не так давно было совсем подтверждено, что весь текст книжки — фальсификация, выполненная посреди 20 века. Язык этой фальшивки представляет собой смесь различных славянских наречий. Невзирая на разоблачение, отдельные литераторы до сего времени употребляют «Книгу Велеса» как источник познаний.

Сказочные славянские существа

Единственное имеющееся изображение одной из досок «Книги Велеса», начинающейся словами «Велесу книжку эту посвящаем».

Истории славянских сказочных созданий может позавидовать другой европейский монстр. Возраст языческих легенд впечатляет: по неким расчетам, он добивается 3000 лет, а корнями уходит в неолит либо даже мезолит — другими словами около 9000 лет до нашей эпохи.

Общеславянский сказочный «зверинец» отсутствовал — в различных местностях гласили о совсем различных созданиях. У славян не было морских либо горных монстров, зато в достатке водилась лесная и речная нечисть. Не было и гигантомании: наши праотцы очень изредка думали о злых гигантах вроде греческих циклопов либо скандинавских етунов. Некие волшебные твари появились у славян сравнимо поздно, в период их христианизации — в большинстве случаев их заимствовали из греческих легенд и внедряли в национальную мифологию, создавая, таким макаром, затейливую смесь верований.

Алконост

Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, жена фессалийского царя Кеика, узнав о смерти супруга, ринулась в море и была преобразована в птицу, нареченную по ее имени алкион (зимородок). В российский язык слово «Алконост» вошло в итоге преломления древнего выражения «алкион есть птица». Славянский Алконост — райская птица с умопомрачительно сладким, благозвучным голосом. Она откладывает яичка на морском берегу, позже погружает их в море — и волны успокаиваются на неделю. Когда из яиц вылупляются птенцы, начинается шторм. В православной традиции Алконост считается божественным посланником — она живет на небе и спускается вниз, чтоб донести до людей высшую волю.

Аспид

Крылатая змея с 2-мя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и временами совершает опустошительные налеты на деревни. Тяготеет к горам так, что даже не может сесть на сырую землю — лишь на камень. Аспид неуязвим для обыденного орудия, его нельзя уничтожить клинком либо стрелой, а можно едва спалить. Заглавие от греческого aspis — ядовитая змея.

Аука

Разновидность проказливого лесного духа, малеханького, пузатого, с круглыми щеками. Не дремлет ни зимой, ни летом. Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их вопль «Ау!» со всех боков. Заводит путников в глухую чащу и кидает их там.

Баба-Яга

Славянская колдунья, пользующийся популярностью фольклорный персонаж. Обычно изображается в виде неприятной старухи с растрепанными волосами, крючковатым носом, «костяной ногой», длинноватыми когтями и несколькими зубами во рту. Баба-Яга — персонаж разноплановый. В большинстве случаев она делает функции вредителя, с ярко выраженными наклонностями к каннибализму, но при случае эта колдунья может добровольно посодействовать храброму герою, расспросив его, попарив в бане и одарив магическими дарами (либо сообщив ценные сведения).

Понятно, что Баба-Яга живет в глухом лесу. Там стоит ее избушка на куриных ногах, окруженная частоколом из человечьих костей и черепов. Время от времени говорилось, что на калитке к дому Яги заместо запоров — руки, а замочной скважиной служит небольшой зубастый рот. Дом Бабы-Яги заколдован — в него можно войти только сказав: «Избушка-избушка, оборотись ко мне передом, а к лесу задом».
Как и западноевропейские колдуньи, Баба-Яга умеет летать. Для этого ей требуется большая древесная ступа и магическая метла. С Бабой-Ягой нередко можно повстречать животных (фамильяров): темного кота либо ворону, помогающих ей в ведьмовстве. Происхождение имения «Баба-Яга» непонятно. Может быть, оно пришло из тюркских языков, в может быть, образовано от старосербского «ега» — болезнь.

Изба на курногах

Лесная избушка на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей — это не вымысел. Конкретно так строили временные жилья охотники Урала, Сибири и финно-угорских племен. Домики с глухими стенками и входом через лючок в полу, поднятые на 2—3 метра над землей, защищали и от охочих до запасов мышей, и от больших хищников.В схожих сооружениях хранили каменных кумиров сибирские язычники. Можно представить, что фигура какого-либо дамского божества, помещенная в небольшой домик «на куриных ножках», и породила миф о Бабе-Яге, которая с трудом помещается в собственном доме: ноги в одном углу, голова — в другом, а носом упирается в потолок.

Банник

Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде малеханького старичка с длинноватой бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипяточком, слышат треск камешков в печи либо стук в стенку — все это выходки банника. По-крупному банник вредит изредка, только когда люди ведут себя некорректно (умываются в празднички либо поздно ночкой). Еще почаще он помогает им. У славян баня ассоциировалась с магическими, жизнетворными силами — тут нередко воспринимали роды либо гадали (числилось, что банник может предвещать будущее).

Как и других духов, банника прикармливали — оставляли ему темный хлеб с солью или зарывали под порогом бани задушенную черную курицу. Была и женская разновидность банника — банница, либо обдериха. В банях также жила шишига — злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись. Шишига воспринимает образ знакомой либо родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до погибели.

Баш Челик (Металлической человек)

Пользующийся популярностью персонаж сербского фольклора, бес либо злой чернокнижник. Согласно легенде, правитель завещал троим сыновьям выдать их сестер за того, кто 1-ый попросит их руки. В один прекрасный момент ночкой некто с громовым голосом явился ко дворцу и востребовал в супруги младшую царевну. Сыновья исполнили волю отца, и скоро лишились схожим образом средней и старшей сестры.

Скоро братья опамятовались и направились на их поиски. Младший брат встретил красивую царевну и взял ее в супруги. Заглянув из любопытства в запрещенную комнату, принц увидел закованного в цепи человека. Тот представился как Баш Челик и попросил три стакана воды. Доверчивый парень напоил незнакомца, тот вернул силы, порвал цепи, выпустил крылья, схватил царевну и улетел. Раздосадованный, принц отправился на поиски. Он узнал, что громовые голоса, которые добивались в супруги его сестер, принадлежали властелинам драконов, соколов и орлов. Те согласились посодействовать ему, и совместно они одолели злого Баш Челика.

Вампиры

Живы покойники, поднимающиеся из могил. Как и любые другие вурдалаки, вампиры пьют кровь и могут опустошать целые деревни. Сначала они умерщвляют родных и знакомых.

Гамаюн

Подобно Алконосту, божественная женщина-птица, основная функция которой — воплощение пророчеств. Отлично известна присказка «Гамаюн — птица вещая». Также искусна управлять погодой. Числилось, когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря.

Дивьи люди

Полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукою. Чтоб двигаться, должны были сложиться напополам. Живут кое-где на краю света, размножаются искусственно, выковывая для себя схожих из железа. Дым их кузниц несет с собой мор, оспу и лихорадки.

Домовой

В самом обобщенном представлении — домашний дух, покровитель очага, небольшой старичок с бородой (или весь покрытый волосами). Числилось, что у каждого дома есть собственный домовой. В домах их изредка называли «домовыми», предпочитая нежное «дедушка». Если люди устанавливали с ним обычные дела, кормили (оставляли на полу блюдце с молоком, хлеб с солью) и считали его членом собственной семьи, то домовой помогал им делать маленькую работу по дому, смотрел за скотом, караулил хозяйство, предупреждал об угрозы.

С другой стороны, разозленный домовой мог быть очень небезопасен — ночкой щипал людей до синяков, душил их, гробил лошадок и скотин, шумел, лупил посуду и даже поджигал дом. Числилось, что домовой жил за печкой либо в конюшне.

Дрекавак (дрекавац)

Полузабытое существо из фольклора южных славян. Его четкого описания не существует — некие считают его животным, другие — птицей, а в центральной Сербии прогуливается поверье, как будто дрекавак — душа мертвого некрещеного малыша. Сходятся исключительно в одном — дрекавак умеет страшно орать.

Обычно дрекавак — герой детских страшилок, но в отдаленных районах (к примеру, горный Златибор в Сербии) в это существо веруют даже взрослые. Обитатели деревни Тометино Полье временами докладывают о странноватых нападениях на собственный скот — по нраву ранений трудно установить, что это был за хищник. Фермеры говорят, что слышали стршные клики, потому тут наверное замешан дрекавак.

Жар-птица

Знакомый нам с юношества образ, прекрасная птица с колоритными, ослепительными пламенными перьями («как жар горят»). Обычное испытание для сказочных героев — добыть перо из хвоста этого пернатого. Для славян жар-птица была быстрее метафорой, чем реальным существом. Она олицетворяла огнь, свет, солнце, может быть — познание. Ее ближний родич — средневековая птица Феникс, популярная и на Западе, и на Руси.

Нельзя не вспомнить такового жителя славянской мифологии, как птица Рарог (возможно, искаженное от Сварог — бог-кузнец). Пламенный сокол, который может также смотреться, как вихрь пламени, Рарог изображен на гербе Рюриковичей («Рарогов» по-немецки) — первой династии российских правителей.

Кикимора (шишимора, мара)

Злой дух (время от времени — супруга домового), предстающий в виде малеханькой уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой либо на чердаке, то повсевременно вредит людям: шумит, стучит в стенки, мешает спать, рвет пряжу, лупит посуду, травит скот. Время от времени числилось, что кикиморами становились умершие без крещения малыши, или кикимору могли напускать на строящийся дом злые плотники либо печники. Кикимора, обитающая на болоте либо в лесу, приносит еще меньше вреда — в главном только стращает заплутавших путников.

Кощей Бессмертный (Кащей)

Один из отлично узнаваемых нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худенького, скелетообразного старика с отталкивающей наружностью. Агрессивен, мстителен, скупен и скуп. Тяжело сказать, был ли он персонификацией наружных противников славян, злым духом, могущественным волшебником либо уникальной разновидностью нежити.

Безусловно, что Кощей обладал очень сильной мистикой, сторонился людей и нередко занимался любимым для всех злодеев в мире делом — похищал женщин. В российскей фантастике образ Кощея достаточно популярен, при этом его представляют по-разному: в смешном свете («Остров Русь» Лукьяненко и Буркина), либо, к примеру, киборгом («Судьба Кощея в киберозойскую эру» Александра Тюрина).

«Фирменной» особенностью Кощея было бессмертие, при этом далековато не абсолютное. Как мы все наверное помним, на магическом полуострове Буяне (способным в один момент исчезать и появляться перед путниками) стоит большой старенькый дуб, на котором висит сундук. В сундуке посиживает заяц, в зайце — утка, в утке — яичко, а в яичке — магическая игла, где спрятана погибель Кощея. Его можно уничтожить, сломав эту иглу (по неким версиям — разбив яичко об голову Кощея).

Леший

Лесной дух, заступник животных. Смотрится как высочайший мужик с длинноватой бородой и волосами по всему телу. На самом деле не злой — прогуливается по лесу, бережет его от людей, время от времени показывается на глаза, зачем умеет принимать хоть какой вид — растения, гриба (огромного говорящего мухомора), животного либо даже человека. Лешего реально отличить от других людей по двум признакам — его глаза пылают магическим огнем, а обувь насажена задом наперед.

Время от времени встреча с лешим может окончиться плачевно — заведет человека в лес и бросит на съедение животным. Но те, кто почтительно относятся к природе, могут даже сдружиться с этим существом и получить от него помощь.

Лихо одноглазое

Дух зла, беды, знак горя. Относительно вида Лиха определенности нет — это или одноглазый гигант, или высочайшая худенькая дама с одним глазом среди лба. Лихо нередко ассоциируют с циклопами, хотя не считая 1-го глаза и высочайшего роста, у их ничего общего. До нашего времени дошла поговорка: «Не буди Лихо, пока оно тихо». В прямом и аллегорическом смысле Лихо означало неудачу — оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шейку (в неких сказаниях злосчастный пробовал утопить Лихо, бросившись в воду, и утопал сам) и мешало ему жить.

От Лиха, вобщем, можно было избавиться — одурачить, изгнать силой воли, или, как это время от времени упоминается — передать другому человеку совместно с любым подарком. Согласно совершенно темным предрассудкам, Лихо могло придти и сожрать вас.

Русалка

В славянской мифологии русалки — разновидность проказливой нечисти. Ими становились утопленницы, девицы, умершие неподалеку от водоема, или люди, купающиеся в неурочное время. Русалок время от времени отождествляли с «мавками» — от старославянского «навь», покойник) — детками, погибшими без крещения или задушенными матерями.

Глаза таких русалок пылают зеленоватым огнем. По собственной натуре они существа противные и злые, хватают купающихся людей за ноги, тянут под воду, или завлекают с берега, обвивают руками и топят. Бытовало поверье, что хохот русалки может вызывать погибель (это делает их схожими на ирландских баньши). Некие поверья называли русалок низшими духами природы (к примеру, добрые «берегини»), не имеющими ничего общего с утопленниками и охотно спасающими тонущих людей.

Различались также «древесные русалки», живущие в ветвях деревьев. Некие исследователи приравнивают к русалкам полудениц (в Польше — лаканиц) — низших духов, принимающих вид женщин в прозрачной белоснежной одежке, живущих в полях и помогающих полевому. Последний представляет собой также природного духа — считается, что он смотрится как небольшой старичок с белоснежной бородой. Полевой обитает на обработанных полях и обычно покровительствует крестьянам — кроме тех случаев, когда они работают в полдень. За это он насылает на фермеров полудениц, чтоб те своим волшебством лишили их рассудка.

Следует также упомянуть водяницу — разновидность русалки, крещеную утопленницу, не принадлежащую к уровню нечисти, а поэтому сравнимо добрую. Водяницы обожают глубочайшие омуты, но в большинстве случаев селятся под мельничными колесами, катаются на их, портят жернова, мутят воду, вымывают ямы, рвут сети.

Числилось, что водяницы были супругами водяных — духов, предстающих в виде стариков с длинноватой зеленоватой бородой из водных растений и (изредка) рыбьей чешуей заместо кожи. Пучеглазый, толстый, жутковатый, водяной живет на большой глубине в омутах, командует русалками и иными подводными жителями. Числилось, что он разъезжает по собственному подводному королевству верхом на соме, за что эту рыбу в народе время от времени звали «чертова лошадь».

Водяной по собственной натуре не зол и даже выступает покровителем моряков, рыбаков либо мельников, но временами любит подурачиться, утащив задремавшего (либо обидевшего) купальщика под воду. Время от времени водяного наделяли способностью к оборотничеству — превращению в рыб, животных либо даже бревна.

С течением времени образ водяного как покровителя рек и озер поменялся — он стал рассматриваться как могущественный «морской царь», живущий под водой в роскошном дворце. Из духа природы водяной перевоплотился в этакого магического самодура, с которым герои народного эпоса (к примеру, Садко) могли разговаривать, заключать соглашения и даже побеждать его хитростью.

Сирин

Очередное существо с головой дамы и телом совы (сыча), владеющее чарующим голосом. В отличие от Алконоста и Гамаюна, Сирин — не посланник выше, а ровная угроза для жизни. Считается, что эти птицы обитают в «индийских землях рядом с раем», или на реке Евфрат, и поют для святых на небесах такие песни, услышав которые, люди начисто теряют память и волю, а их корабли терпят крушение.

Несложно додуматься, что Сирин — мифологическая адаптация греческих сирен. Но в отличие от их, птица Сирин — не отрицательный персонаж, а быстрее метафора искушения человека различного рода соблазнами.

Соловей-Разбойник (Соловей Одихмантьевич)

Персонаж поздних славянских легенд, непростой образ, сочетающий черты птицы, злого волшебника и богатыря. Соловей-разбойник жил в лесах под Черниговом около речки Смородины и в течение 30 лет сторожил дорогу в Киев, никого туда не пропуская, оглушая путников страшным свистом и ревом.

У Соловья-разбойника было гнездо на 7 дубах, но в легенде также говорится о том, что у него имелся терем и три дочери. Былинный герой Илья Муромец не ужаснулся супостата и вышиб ему глаз стрелой из лука, при этом во время их боя свист Соловья-разбойника повалил весь лес в окружении. Богатырь привез плененного злодея в Киев, где князь Владимир ради энтузиазма попросил Соловья-разбойника посвистеть — чтоб проверить, правду ли гласит молва о супер-способностях этого злодея. Соловей, конечно, свистнул, да так, что чуть ли не разрушил половину городка. После чего Илья Муромец увез его в лес и отрубил голову, чтоб больше такое бесчинство не повторялось (по другой версии, Соловей-разбойник в предстоящем выступил ассистентом Ильи Муромца в бою).

Перечислить всех сказочных созданий славян очень трудно: большая часть из их исследованы очень слабо и представляют собой местные разновидности духов — лесных, аква либо домашних, при этом некие из их были очень похожи друг на друга. Вообщем, богатство нематериальных созданий очень отличается славянский бестиарий от более «приземленных» собраниями чудовищ из других культур
.
Посреди славянских «монстров» сильно мало чудовищ как таких. Наши праотцы вели размеренную, стабильную жизнь, и потому существа, которых они для себя придумывали, были связаны с простыми стихиями, нейтральными по собственной сущности. Если они и противостояли людям, то, по большей части, только охраняя матушку-природу и родовые традиции. Истории российского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, обожать природу и почтительно относиться к древнему наследству протцов.

Последнее в особенности принципиально, ибо древние предания стремительно забываются, а заместо загадочных и озорных российских русалок к нам приходят диснеевские рыбо-девицы с ракушками на грудях. Не стыдитесь учить славянские легенды — в особенности в их изначальных, неадаптированных для детских книжек вариантах. Наш бестиарий архаичен и в каком-то смысле даже наивен, но мы можем им гордиться, ведь он — один из самых старых в Европе.

Источник: www.mirf.ru

Предыдущие записи

Следующие записи

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован / Обязательные поля отмечены *